?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Мемориальный знак, посвященный памяти строителей канала «Москва-Волга», открытый 15 июля 2013г. Он состоит из двух блоков времен строительства канала — мраморного и гранитного, частей демонтированного памятника Сталину


Когда едешь в Дубну по Дмитровскому шоссе, слева от дороги тянется ровная лента канала имени Москвы. А уже в Дубне она делает петлю. И на пути встает первое грандиозное сооружение — туннель под шлюзом №1, построенный в 1937 году. Когда-то он был рассчитан на одностороннее реверсивное движение, которое регулировал светофор. Но сейчас машины идут в обоих направлениях. Одна из серьезнейших его проблем — постоянно сочащаяся вода, которая создала на стенах красивые потеки, временами напоминающие сталактиты.

Потом дорога поднимается наверх и вскоре поворачивает на 350-метровую земляную плотину. Слева — просторы Иваньковского водохранилища, справа — старое русло Волги. Впереди — грандиозные сооружения Иваньковской ГЭС: бетонная водосливная плотина из восьми 20-метровых пролетов, перекрытых плоскими затворами. 250 тысяч тонн бетона ушло на её создание. Она поднимает горизонт реки Волги на 11 метров, образуя Иваньковское водохранилище с объемом воды 1 миллиард 120 миллионов кубометров. Длина плотины — 216 метров, высота от дна — 29 метров.


За плотиной и территорией ГЭС есть небольшая автостоянка, которую называют «Уголок» — Дмитровское шоссе здесь поворачивает направо. Ту , в парке на рукотворном острове,  высится огромный памятник Ленину.

Странный этот памятник. Ленин стоит у входа в канал имени Москвы, задумчиво смотря на шлюз №1. Но когда едешь по плотине Иваньковской ГЭС или поднимаешься по туевой аллее, он обращен к тебе спиной. И не в самой удачной позе.

Памятник Ленину был установлен 18 августа 1937 года. Скульптор — С.Д.Меркуров. Это второй по величине (после волгоградского, у входа в Волго-Донской канал) памятник вождю мирового пролетариата: его высота составляет 25 метров, а вместе с постаментом — 37 метров, вес
540 тонн. Перед монументом — спуск к воде. Некогда его подсвечивали мощные прожектора. А сейчас природа и время берут своё.

На противоположной стороне канала стоял аналогичный памятник Сталину, снесенный в 1961 году. До настоящего времени сохранились ступени к воде да постамент.

А некогда он выглядел очень внушительно. Нужно ли было сносить памятник Сталину? На это никто не даст однозначного ответа. На мой взгляд, это памятник эпохе. Хорошей ли, плохой ли… Но это наша история. И, наверное, лучше было бы, если бы памятник стоял.


В отличие от монумента Ленина, сделанного из блоков, идеально пригнанных друг к другу, голова Сталина была целиком высечена из скалы. Чтобы поднять монолит массой 22 тонны на высоту 25 метров, понадобился специальный подъемник. Его изготовили в Дмитрове, где у чекистов был свой механический завод.

Памятник Сталину мелькает в кадрах фильма "Волга - Волга" Г. Александрова, так как фильм снимался на канале "Москва - Волга". Позднее после начала борьбы с "культом личности" кадры с памятником были вырезаны. Немного позже решили и взорвать сам памятник.


Памятник стал символом грандиозной задачи создания единой водной артерии на европейской территории России.
Во многом благодаря труду заключенных ГУЛАГа.

30-е годы XX века. Быстро растущая Москва все острее чувствует нехватку питьевой воды. Москва-река настолько обмелела, что её можно было перейти вброд в районе Большого Каменного моста. На стол Сталину легло несколько проектов. Из них он выбрал волжский — связать каналом Москва-реку с Волгой и, соответственно, напоить столицу волжской водой. А еще Москва, расположенная в сердце Восточно-Европейской равнины, превращалась в «порт пяти морей», получив выход к Белому, Балтийскому, Азовскому, Черному и Каспийскому морям, а через них — к Северному Ледовитому и Атлантическому океанам. Но эта стройка займет не один десяток лет.

14 сентября 1932 года для строительства канала Москва-Волга был создан Дмитровлаг (Дмитлаг), который просуществовал пять лет. Заключенные трудились в тяжелейших условиях. Необходимо было не только прорыть 128-километровый канал, но построить систему шлюзов: волжская вода сначала поднимается на отроги Клинско-Дмитровской гряды, а потом опускается к Москве, пересекая Волжско-Окский водораздел.

Первое водохранилище на Верхней Волге — Иваньковское. Оно удерживается 9-километровой дамбой высотой до 14 метров. Каналоармейцы Дмитровлага насыпали её и укрепляли камнями вручную. В 1936 году водохранилище было заполнено водой. Затопленными оказались 106 населенных пунктов и «Иваньковская Атлантида» — уездный город Корчева.

SAM_0227
В 1937 году начала функционировать Иваньковская ГЭС. В её состав вошли многочисленные сооружения:
- земляная плотина длиной 350 м и наибольшей высотой 22,5 м;
- земляная дамба длиной 9 км;
- бетонная водосливная плотина длиной 216 м и наибольшей высотой 29 м;
- однониточный судоходный однокамерный шлюз;
- приплотинное здание ГЭС открытого типа.


При строительстве шлюза №1, там, где канал имени Москвы поворачивает почти на 90°, вырос огромный рукотворный остров.

В годы войны канал имел важное стратегическое значение. В ноябре-декабре 1941 года немцы отчаянно рвались к Москве. И тут враг уперся в стену — стену из воды, созданную обращенными вспять водами канала. До сих пор многие документы той операции остаются засекреченными.
Оборудование Иваньковской ГЭС было демонтировано и эвакуировано. Но уже в мае 1942 года ГЭС вновь начала свою работу.


На старом фотоснимке видно, как прежде выглядели эти памятники. Слева, под крылом самолета — памятник Ленину, виднеется только его часть — спуск к воде. Он стоит на рукотворном острове, с обращенным на юг лицом. Справа, на материке — памятник Сталину. Он смотрит на север, отчего его лицо оказывалось затемненным. Между ними — шлюз №1, а дальше за горизонт уходит Волга. Перед ними расширение, именуемое аванпортом — место ожидания шлюзования.

Вот, тут становится понятен замысел монумента Ленин-Сталин, и почему Ленин стоит к нам спиной.
Всё потому, что эти два монумента обращены друг к другу лицом. И может быть тут есть некий сакральный смысл, что Сталин стоит лицом на Север, это не единственное его обращение к Северу, я имею ввиду Великую северную дорогу, проект 501.
Г. Ягода выбрал место для будущей установки скульптурных изображений.

В центре огромного залива — дамба №211 с маяком, которая отделяет канал имени Москвы от аванпорта.

Первый шлюз на канале имени Москвы. Он расположен вдоль старого русла Волги, рядом с Иваньковской ГЭС. Шлюз докового типа, однокамерный, длина — 290 метров, ширина — 30 метров, глубина — 5,5 метров.



Здесь же — напоминание времен войны: заплывшие окопы и остатки блиндажа.

Дорога вдоль озера Лебяжьего, самого чистого в Дубне. А на другом его берегу, рядом с каналом возвышается Большой Волжский маяк.


 Яхромский шлюз со знаменитыми корабликами. Памятный Крест строителям канала им. Москвы
 

Источник

Памятник великому политическому деятелю Иосифу Виссарионовичу Сталину хотят восстановить жители Московской области, о чём они объявили в своей инициативе.

По сообщению информационного портала "Тверь24" памятник восстановят на прежнем месте, на набережной канала имени Москвы. 26-метровый исполинский монумент был воздвигнут и открыт 18 августа 1937 года, и сразу стал достопримечательностью города Дубна. Снести памятник решила партийная номенклатура через 8 лет после смерти Сталина, вероятно в рамках раздутой ещё Хрущёвым программы разоблачения культа Сталина. В настоящее время о памятнике напоминает только заброшенный гранитный постамент. Активисты инициативы хотят не просто восстановить, но и сделать памятник ещё более высоким, до 40 метров, и массивным.

Первым делом, здесь появится мемориальная табличка — её уже заказали. Там будет отражено, какой памятник имел размер и вес и из чего был изготовлен в прошлом, своей «первой жизни». При этом инициаторы уточняют, что не хотели бы связывать установку памятника Сталину именно с его ролью в истории — в первую очередь, им хочется вернуть огромный мемориал, как памятник целой уже ушедшей эпохи, когда Дубну узнавали именно по этому монументу — памятник Сталину мелькает, например, в фильме «Волга — Волга».

Сотрудник музея археологии и краеведения Дубны Владимир Родионов поддерживает идею: «Это место, как будто самой судьбой предназначено для парка в районе оставшегося постамента памятника Сталину. Лучшей идеи, чтобы облагородить это место, я думаю, не придумать... Это могло бы быть привлекательным туристическим объектом, вполне — драйвером развития малого предпринимательства, которое крутится вокруг туризма в нашем городе».
Источник



Хотите жить лучше? Отстаивайте суверенитет страны вместе с НОД!
В наступление перешёл лидер! Битва идёт.