luanda_ru (luanda_ru) wrote,
luanda_ru
luanda_ru

Categories:

Русский НАРОДНЫЙ традиционный календарь

(без названия)


ИЗ ИСТОРИИ КАЛЕНДАРЯ
Археологические и лингвистические данные позволяют утверждать, что задолго до принятия христианства у древних славян был свой календарь, основанный на наблюдениях за изменениями фаз луны. Славяне различали четыре времени года: зиму, яръ (весна), лето и есень (осень). Года исчислялись по одному из этих сезонов — зиме или лету. Чаще в этом качестве использовалось лето, и следы такого исчисления у русских дошли до настоящего времени в выражениях типа «ему столько-то лет», «с тех пор прошло много лет» и других. Русское слово год или родственное ему болгарское и сербское слово година обозначали праздничное время или время вообще.

Наблюдения над изменениями луны привели к возникновению основной единицы древнеславянского календаря — месяца. Несовпадение лунного и солнечного года оказалось самой сложной проблемой для древних календарных систем. Славяне, как и многие другие народы, вероятно, так и не смогли найти удовлетворительное решение. Число месяцев и их последовательность менялись. Древние названия месяцев представляли собой обозначения тех явлений природы, которые периодически повторялись. Но поскольку они повторялись не с абсолютной точностью и, кроме того, зависели от особенностей климата различных мест расселения славян, то одно и то же название приходилось фактически на разное время. Отсюда несовпадения как в самих названиях месяцев, так и в их последовательности у разных групп славян.
Например, январь в одних местах назывался студень (т.е. холодный — сохранилось в белорусском языке), в других местах — сечень (время заготовки леса для домов — сохранилось у украинцев), в третьих — просинец (просветление неба в морозные дни). Февраль тоже мог называться сеченем, а также лютым или снеженем. Мартберезозол, «что скорее всего связано с началом вегетации берез (современное украинское название — березень). Апрельквитень, цветень (начало цветения), но и березень. Майтравень, летень, цветень. Июнь — червень (т.е. красный). Июль — липец (цветение липы), а в более северных местах — червень. Августсерпень (от слова серп) или жнивень (жнивье). И то и другое название свидетельствует о проходившей в это время жатве. Сентябрьвересень (обычно связывают с временем цветения вереска). Октябрьлистопад, а на юге — жовтень (укр.), костричник (имеются в виду кострики — отходы после обработки конопли). Ноябрьгрудень (от мерзлой земли?). На Украине и в Белоруссии этот месяц и сейчас называется листопад. Декабрь в разных местах называли грудень, студень, просинец.
С принятием христианства в X веке Древняя Русь стала пользоваться юлианским (римским) календарем с латинскими названиями месяцев, с делением каждого из них на четыре недели. До принятия христианства неделя называлась «седмица», в то время как само слово «неделя» обозначало день, когда ничего «не делают», то есть нерабочий день. С переходом на юлианский календарь этот день стал называться воскресеньем, а слово «неделя» приобрело современное значение. Поэтому первый день, следующий за нерабочим днем, за «неделей» назывался по-недельник. Остальные дни стали обозначаться порядковыми числительными. И только «преднедельный» день получил христианское название суббота (от древнееврейского слова, означающего отдых, покой).
Сутки славяне делили на четыре части (утро, полдень, вечер и ночь). В свою очередь ночь делилась еще на три части по крику петухов. Словом «день» обозначалась светлая половина суток, а сами сутки считались в древности по ночам.
По юлианскому календарю летосчисление велось от мифической даты «сотворения мира». Вплоть до конца XV века началом года считалось 1 марта. С 1492 года начало года было перенесено на 1 сентября. Так продолжалось до петровских времен. В соответствии с реформой Петра I началом года стало считаться 1 января  и вводилось христианское летосчисление — от «рождества Христова». В XVIII век Россия вступала по-новому.   Впервые новый год отмечался 1 января. Затем будут еще реформы и важнейшая из них уже при советской власти (переход на «новый стиль» — григорианский календарь). Принципы календаря остались неизменными. Зато кардинально изменилось содержание календаря, осмысление его дат.
Дело в том, что формальной основой календарных дат в дореволюционной России были церковные святцы, в соответствии с которыми за датами календаря закреплялись церковные праздники и дни чествования православных святых.
    Однако, церковный месяцеслов пристраивался не на пустое место, а на сложившийся задолго до него народный земледельческий календарь. В результате слияния этих двух систем образовалось то специфическое явление, которое в литературе получило название «бытовых святцев». На поверхности этого явления — православные даты и имена святых, да и то в крестьянской «редакции». В глубине—стихийный хозяйственный опыт народа, практический подход к календарю. Церковные даты служили лишь удобными ориентирами для определения последовательности хозяйственных работ и занятий. Земледельческое осмысление этих дат отчетливо проявляется при ближайшем рассмотрении.
Следует, однако, иметь в виду, что связь календаря с трудовой деятельностью в традиционной народной культуре не столь прямолинейна и однозначна, как нередко представляется. К этой проблеме нельзя подходить с современными мерками. Для нас время нейтрально, по отношению к нему доминирует количественный подход. Для человека традиционной культуры каждый отрезок времени имел свое специфическое содержание, другими словами, преобладал качественный подход.
Не менее существенные отличия обнаруживаются в ценностных ориентациях. Если в современном обществе определяющей категорией жизнедеятельности считается труд, то в культуре традиционного типа — ритуал. Не случайно еще в прошлом веке количество праздничных дней у многих народов приближалось к половине всего годового ресурса времени.
И наконец, в нашем сознании существует четкая граница между трудом и праздником (ритуалом), в то время как в традиционной культуре повседневный труд включен в общую ритуализованную деятельность человека по поддержанию установленного и освященного традицией порядка. Отсюда следует, что связь календаря и трудовой деятельности в традиционной народной культуре всеобъемлюща и непосредственна, но не столь очевидна, как в современной культуре. Эти особенности необходимо постоянно иметь в виду, рассматривая данную проблему применительно к русскому народному календарю, и тогда многие его черты станут для нас яснее.

ГАДАНИЯ
Хронический недостаток информации — характерная черта жизни наших предков. С помощью примет и предсказаний восполнялась лишь часть тех знаний о будущем, которые необходимы человеку для правильных действий в настоящем. В других случаях он прибегал к гаданиям.
Если приметы в большинстве случаев основываются на реальных наблюдениях, то гадания, как правило, игнорируют опыт. Здесь случайность возводится в категорию закономерности.
В основе гаданий лежит универсальный принцип: гадающий (субъект гадания) задает вопрос. Силы, которые стоят над человеком и ведают его будущим, отвечают. Этот ответ дается на-языке тех средств, с помощью которых производится гадание. Например, среди девушек широко было распространено гадание с помощью башмака. Гадали о том, в какую сторону предстоит выйти замуж. Считалось, что носок наугад брошенного башмака указывает на направление, где живет будущий муж. «Истинность» этого ответа обеспечивалась теми силами, которые повернули носок башмака именно в этом, а ни в каком ином направлении.
Таким образом, гадания можно классифицировать по тому, кто, о чем и с помощью каких средств гадает. Но поскольку речь идет не о гаданиях вообще, а о календарных, то не менее важен и другой вопрос: когда гадают? Если бы этим занимались в течение всего года, то этот вопрос не имел бы особого значения. Однако, это не так.
Для гаданий выделялись особые промежутки времени, когда, как полагали, они получали особую достоверность. Далеко не случайно, что гадать начинали поздней осенью, а пик приходился на праздники; концентрирующиеся вокруг Нового года.
Дело в том, что этот период характеризуется максимальной неопределенностью. Заканчивается очередной календарный цикл: год, как и человек, стареет и в конце концов умирает. Урожай уже собран, а каким будет новый — никто не знает. Дни становятся короче, реже показывается солнце. Все признаки говорят о том, что мир приближается к критической точке. Не случайно в этот период усиливаются мотивы смерти, безысходности, конца света. Всегда было так, что на смену старому году рождался новый; опять появлялось солнце и расцветала природа. А как будет на этот раз?
     Естественно, что в этой ситуации гадания приобретали, особый смысл. Гадали прежде всего об общем благополучии семьи и урожае. Бросали, например, кашу в потолок и замечали: если много каши прилипло к потолку — год будет благополучным и обильным. Уходили на гумно и зубами выдергивали стебли. Если выдёргивался стебель с колосом полным зерна, то год будет урожайным; если с тощим — неурожайным. Пекли специальный каравай хлеба, взвешивали его и клали на ночь к образам. Утром снова взвешивали и .получали «ответ»: если вес прибавлялся, то год будет урожайный (и в таком случае хлеб съедали всей семьей); если вес убавлялся, то год сулит быть неурожайным, и каравай отдавали скотине, чтобы она меньше голодала во время предстоящей бескормицы.
От общих гаданий переходили к более конкретным. Гадали о судьбе каждого члена семьи в новом году.    Особенностью русских новогодних гаданий были так называемые подблюдные гадания. Делалось это так. Каждый участник гаданий отдавал распорядителю какую-нибудь свою вещь (кольцо, платок). Все это складывалось в общее «блюдо». Под пение песни, предвещающей ту или иную судьбу, распорядитель вытаскивал чью-то вещь. «Кому вынется — тому сбудется» — таков обычный рефрен этих песен. Смысл песни толковать не приходилось. Все прекрасно разбирались в этой символике. Подблюдные песни, как правило, короткие и незамысловатые. Например:
На печи дежа
Высока взошла.
Кому же мы спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Тому сбудется.
Эта песня пелась одной из первых и предвещала богатство и счастье. Затем пелись другие песни, предсказывавшие брак или разлуку и, наконец, смерть.
Если учесть, что гадали чаще всего девушки, то неудивительно, что самый разработанный пласт гаданий (и не только новогодних, но и весенних, летних) посвящен теме замужества.
Девичьи гадания необычайно разнообразны. Для гаданий выбирались самые «страшные», связанные с нечистой силой места: заброшенные дома, бани, овины, перекрестки дорог. Считалось, что гадания в таких местах дают наиболее точный ответ, поскольку здесь гадающий напрямую связывается с силами, ведающими его судьбой. Гадали по форме застывающего олова или воска, по отражению в зеркале, по пущенным на воду венкам, по чету или нечету жердей в заборе (чет предвещал счастливое супружество, а нечет — несчастливое) и т. п.
(из книги Байбурина А. К "Календарь и трудовая деятельность человека" 1989г)
Читать Продолжение


Tags: Знание, Наше прошлое Наша память, восстановление смыслов, империя Русов, календарь, наша история, русский быт, традиции
Subscribe

  • НОД в новом формате

    Масштабная Акция НОД в Москве: Проспект Мира 27 марта был перекрыт пикетами НОД. Вдоль проспекта стояла серия из ста одиночных пикетов. Пикеты…

  • Встреча состоялась

    ⚡️Лужники.Крымская весна! Путин вместе с НОД в Лужниках, это не покажут по ТВ. Я ЗНАЮ КТО ЗДЕСЬ СОБРАЛСЯ Главное, что сказал Президент в…

  • 7 лет крымской Весне !!!

    В "Лужниках" пройдет концерт в честь возвращения Крыма В Москве пройдет праздничный концерт в рамках Дней Крыма, сообщила пресс-служба…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments