luanda_ru (luanda_ru) wrote,
luanda_ru
luanda_ru

Categories:

Русский НАРОДНЫЙ традиционный календарь

Календарь
Продолжение. Читать начало
Календарь — это не просто система отсчета времени. У любого народа он насыщен множеством самых разноплановых элементов.  Не представлял собой исключения в этом смысле и традиционный русский календарь, который активно функционировал еще совсем недавно — в начале нашего века. В него входили обряды и обычаи, рациональные знания и элементы культов, игры, посты, богослужения... Все эти компоненты имели различное происхождение, свою скорость эволюции, особое функциональное значение. Наряду с церковными, христианскими обрядами совершались языческие жертвоприношения. Элементы знаний, полученных путем наблюдения над явлениями природы, тесно связывались с иррациональными представлениями и верованиями. Причем, все эти компоненты народного календаря представляли собой не просто механическую совокупность, а живой, много столетий действовавший механизм культуры.

Для того чтобы разобраться в этом сложнейшем явлении, которое обозначается одним словом календарь, следует не просто упорядочить, классифицировать его элементы, но и попытаться выявить его стержень, ту основу, которая обеспечивала удивительную жизнестойкость и работоспособность традиционного календаря. А для этого нам необходимо, во-первых, четко представлять себе принцип действия календаря и, во-вторых, разобраться в некоторых особенностях мировосприятия человека традиционной культуры, столь не похожего на современное.
В чисто практическом отношении смысл любого календаря состоит в том, что с его помощью могут быть увязаны между собой (соотнесены) различные процессы, циклы и ритмы. Биологический ритм жизни человека и социальный ритм жизни коллектива посредством календаря синхронизируется с природными циклами (чередование дня и ночи, фаз луны, времен года и др.). И это не все.
  К перечисленным составным частям бытия, требующим подгонки друг к другу, следует добавить циклы жизни домашних животных (иногда даже говорят об особом животноводческом календаре); промысловых зверей и рыб (промысловый календарь); вегетации растений (земледельческий календарь). И чем точнее, полнее и надежнее взаимосвязи между этими ритмами и циклами выражены в календаре, тем больше он соответствует своему назначению, тем выше степень его устойчивости.
 Практическое решение сложнейшей задачи синхронизации процессов, имеющих различную скорость протекания, достаточно очевидно. В конечном счете все это нужно любому обществу людей, чтобы жить, получать урожай, приплод скота; правильно рассчитывать свои силы и возможности в непрерывном стремлении к благополучию. Не случайно темы будущего урожая, скота, здоровья членов семьи, материального достатка звучат во всех календарных песнях, гаданиях, заклинаниях.
   Например, в новогодних колядках хозяину поют:
Сето, сето на новое лето!
Куда конь хвостом,
Туда жито кустом.
Куда коза рогом,
Сколько дубочков,
Столько сыночков.
Сколько осиночек,
Столько свиночек.
Сколько свечек,
Столько овечек.
В жнивных песнях по сути дела те же заботы, но уже о судьбе выращенного урожая:
Выходила туча,
Выходила туча
С-под темного леса.
Не бей, не бей, боже,
Не бей, не бей, боже,
Ни ржи, ни пшеницы.
Ни ржи, ни пшеницы,
Ни ржи, ни пшеницы,
Ни всякого хлеба!
Как же могло случиться, что на такой вполне рациональной и материальной основе возникло множество обрядов, обычаев, верований, которые имеют иррациональный характер? Ответ на этот вопрос ищут многие поколения этнографов, религиеведов, специалистов по традиционным формам культуры. Какие-то аспекты этой проблемы стали понятнее, другие еще ждут своего разрешения. Видимо, корни загадки следует искать в особенностях архаического и традиционного мировосприятия. К этому склоняется сейчас большинство исследователей. В чем же состоят эти особенности?
   Здесь нет необходимости перечислять все различия между традиционной и современной картиной мира. Остановимся на главном для нашей темы. Речь идёт о принципиально различном отношении человека к природному окружению. Если для нас природа представляет собой нечто безликое, бездушное Оно, и задача человека (как она формулировалась до последнего времени) — подчинить ее, заставить служить, взять от неё все, что возможно, ничего не отдавая взамен, то для человека традиционной культуры все выглядело иначе.
Отношения с природой строились на основе своего рода «договора». Этот договор был возможен потому, что человек видел в природе партнера по диалогу. Таким партнером могли быть различные явления, силы и стихии природного мира.

Судя по многочисленным фольклорным, мифологическим и этнографическим данным, вселенная представлялась человеку состоящей из двух отдельных, но вместе с тем связанных между собой миров -- свой, человеческий мир и чужой, нечеловеческий, природный.
   Между этими мирами следует поддерживать равновесие, так как они сосуществуют по принципу сообщающихся сосудов: недостаток в одном мире вызван избытком в другом.
Поддерживать состояние равновесия между партнерами всегда проще и надежнее всего с помощью договора.   Суть его в том, что сфера чужого (силы природы) обеспечивает человеку условия для его жизни и занятий; дает человеку урожай, зверей и рыб.
    В обмен на это человек делится со своими покровителями частью получаемых благ.
Не случайно столь распространены были всевозможные жертвоприношения по самым разным поводам: удачная охота, ис- прошение урожая, дождя при засухе и т. д. Логика здесь довольно простая: если случится неурожай или падеж скота, то это означает, что одна из сторон нарушила условия договора. Поиски причины приводят к тому, что виновниками нарушения признаются либо люди, либо духи-покровители.
В первом случае следует загладить свою вину с помощью дополнительных жертв.
   Во втором — нужно заставить партнера с помощью магических средств выполнять условия договора. С этой целью совершались специальные обряды (например, обряд изгнания «коровьей смерти»), о которых мы еще будем говорить подробнее.
   Сейчас нам важно отметить, что эта «договорная модель» возникает на определенном этапе развития у всех народов. Следовательно, объяснить ее простым заблуждением нельзя. Видимо, она соответствует каким-то глубинным особенностям человеческой психики, уровню интеллекта на ранних этапах развития общества.
«Договорная модель» является по своей сути магической, дорелигиозной. Она проявляется в наибольшей мере в том пласте календарных обрядов, которые сохранили свою языческую основу. Иначе строилась религиозная модель.
   Здесь уместно привести слова известного исследователя культуры Ю. М. Лотмана: «В основе религиозного акта лежит не обмен, а безоговорочное вручение себя во власть. Одна сторона отдает себя другой без того, чтобы сопровождать этот акт какими-либо условиями, кроме того, что получающая сторона признается носительницей высшей мощи. Отношения этого типа характеризуются:
1) односторонностью; они имеют однонаправленный характер: отдающий себя во власть субъект рассчитывает на покровительство, но между его акцией и ответным действием нет обязательной связи; отсутствие награды не может служить основанием для разрыва отношений.
2) Из сказанного вытекает отсутствие принудительности в отношениях: одна сторона отдает все, а другая может дать или нет, так же как она может отказать достойному (дарителю) и отдать недостойному (не участвующему в данной системе отношений или нарушающему ее)».

Итак, языческие обряды основывались на договорных, двусторонних, обменных связях человека и природных сил, а религиозные обряды — на одностороннем, покровительственном к человеку отношении. Общее между этими двумя моделями заключается в том, что обе подразумевают наличие двух миров, между которыми существует тот или иной тип связи. Эта универсальная идея присутствует не только в языческих и религиозных обрядах, но и в других компонентах календарного цикла: приметах, заклинаниях, песнях, играх.
  Постоянный и в высшей степени эмоциональный диалог человека с природными силами -- ключ к пониманию ранних этапов народной культуры и народного календаря в частности. Основная цель этого диалога, как уже было сказано — благополучие семьи. А достичь этого можно только в том случае, если не будет неожиданных заморозков, падежа скота, засухи летом и бесснежья зимой, — всего того, что воспринималось человеком как отклонение от заведенного и поддерживаемого обеими сторонами порядка. Поэтому важно было не только уладить возникающие сбои, но и снизить вероятность будущих отклонений.
    Не случайно столь большое внимание уделялось, как мы бы сейчас сказали, метеорологическому прогнозированию. С этой целью человек внимательнейшим образом наблюдал за ежегодно повторяющимися природными процессами и явлениями, пытаясь осмыслить их (в привычном ему ключе) и уловить закономерности. Все. эти наблюдения, Точнее, важнейшие из них, фиксировались в народной памяти в виде примет и предсказаний. С них мы и начнем рассмотрение составных элементов русского народного календаря.


             ПРИМЕТЫ
Приметы, относящиеся к погоде и ее возможным переменам, представляют собой один из древнейших видов позитивных знаний человека о природе. Не будет преувеличением сказать, что в приметах нашла свое выражение практическая, трудовая сторона календаря.
   Древнейшие занятия человека — земледелие, охота, рыболовство — могли обеспечить пропитание только при условии знания оптимальных сроков посева и уборки урожая; повадок и времени миграции рыб и животных. В зависимости от конкретных погодных условий эти сроки могли существенно меняться. Вот почему таким важным считалось умение «заглянуть» вперед: на день, неделю или больший срок.

  Краткосрочные предсказания погоды (обычно на следующий день и ближайшие сутки) основывались, главным образом, на наблюдениях над особенностями движения небесных тел; учитывались такие признаки, как внешний вид солнца и луны, их цвет, сочетание с другими атмосферными явлениями. Например:
Солнце красно заходит — к ветру.
Кольцо вокруг солнца — к ненастью.
Кольцо вокруг луны —к ветру.
Рога луны остры и ярки — к вёдру.
Тусклый месяц — к мокрети;
ясный — к суху; в синеве — к дождю; с ушами —к морозу.
Ясная, круторогая луна — зимой к стуже, летом — к вёдру.
Красноватый круг около луны, скоро пропадающий, — к вёдру.
Два таких круга или один тусклый — к морозу;
красный круг --к ветру; прерванный — к снегу.
Существует группа примет, связанных с наблюдениями над необычными для данного времени года явлениями.
Молния зимой — к буре.
После грозы -- к дождю.
Гром зимой — к сильным ветрам.
Своего рода барометром для крестьянина была печь. По тому, как горит огонь, какого он цвета, как поднимается дым и другим признакам, он мог довольно точно предсказать характер завтрашней погоды.
Дрова горят с треском — к морозу.
Красный огонь в печи — к морозу; белый --к оттепели.
Когда дым, без ветра, бьет к земле, то это к снегу (летом к дождю),
а дым столбом — к вёдру.
Но, пожалуй, самая обширная группа примет основана на наблюдениях над особенностями поведения домашних животных и птиц.
Кошка моется, лижет лапу — к вёдру.
Кошка скребет пол — на ветер, на метель.
Кошка клубком — на мороз.
Кошка крепко спит — к теплу.
Собака катается — к дождю и снегу.
Собака по снегу валяется — ко вьюге.
Курица на одной ноге стоит -- к стуже.
Когда петух поет ночью не вовремя при сильных
морозах, то стужа умерится.
Гусь лапу поджимает — к стуже.
Гуси хлопают крыльями — к морозу, полощутся-—к теплу.
Воронье (галье) под тучи взбивается — к ненастью.
Сорока под стреху лезет — ко вьюге.
Снегирь под окном чирикает — к теплу.
Иные принципы лежали в основе долгосрочных примет. В них гораздо меньше «ссылок» на реалии окружающего мира, зато больше умозрительных построений, основанных не столько на опыте, сколько на стремлении снизить степень неопределенности будущей жизни.
   Здесь требуется пояснить вопрос о соотношении случайности и закономерности. Если мы проверяем то или иное правило на опыте и при большом числе несовпадений корректируем это правило, то человек традиционной культуры руководствовался другими соображениями. Правило ‘(каким бы нелепым с нашей точки зрения оно не выглядело) дано изначально (получено от предков) и обсуждению не подлежит.

Правило считается верным даже в том случае, если опыт ему противоречит. Как пишет авторитетный специалист в области ранних форм сознания Т. В. Цивьян, «Соотношение случайности и обязательности здесь принципиально иное, чем в „культурной" модели мира. Здесь, если ложка, оставленная в горшке, вызовет бессонницу в отношении 1:10, случайными будут 10 случаев „непопадания", - а правило останется неоспоримым». Вот почему наряду с «разумными» приметами спокойно уживались и такие, которые, с нашей точки, зрения, выглядят по меньшей мере странными (например: «утопленник — к стуже или к ненастью»; «коли в крещенье собаки много лают, будет много зверя и дичи», и т. п.).
Многие народы, включая и русский, при «долгосрочных прогнозах» следовали схеме «какая погода в ..., такая будет и «...». По характеру зимы старались предугадать лето (и урожай) и наоборот. Особенно насыщенным приметами был январь. И это не случайно.
Январь — первый месяц нового года и все начинается как бы сначала. Всему тому, что случилось в первый раз в новом году приписывался особый смысл. Иногда даже говорят об особой разновидности магии — магия первого дня, первого встречного и т. д. По первым дням старались предугадать, каким будет весь год. «Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков (и наоборот).» Ну, а поскольку крестьянина интересовал в первую очередь урожай, то основное число январских примет связывалось с летом.
На богоявленье (6 янв.) * снег хлопьями — к урожаю, ясный день — к неурожаю.
   В крещенье (6 янв.) на полдень синие облака — к урожаю.
   На Григория Никийского (10 янв.) иней на стогах — к мокрому году.
* Здесь и далее все даты даны по старому стилю

   Последний пример очень характерный. В христианском календаре каждый день года обозначается именем какого-нибудь святого. За исключением немногих особенно почитавшихся на Руси святых (например, Николая-угодника) множество других вошли в народный обиход только как названия определенных дней. Как правило, имя святого подправлялось на русский лад и снабжалось краткой характеристикой, например: Василий-капельник (17 марта— с крыш каплет); Мартын-лисогон (14 апреля — начинается переселение лисиц с зимних в новые норы) и др.
Особенно большое число примет концентрируется (кроме нового года) в переломных точках календаря, когда один сезон сменяется другим. Одна из таких точек — сретенье (2 февр.), когда, как считалось, солнце на лето, а зима на мороз поворотили; в сретенье зима с летом встретились.
  Это очень показательный пример переосмысления христианского церковного праздника, его приспособления к практическому календарю. Дело в том, что по-церковному календарю в этот день младенца Иисуса принесли в храм, как это и полагалось по закону Моисееву.
   Этому событию и посвящен христианский праздник сретенье господне.Как видим, «встреча зимы с летом» здесь ни при чем. Однако в России этот праздник в народной среде лишился своей христианской символики и был наделен чисто календарным смыслом. Этому способствовало и название праздника — сретенье, что означало встречу.

Примечали: какова погода на сретенье, такова и весна будет.
В сретенье метель дорогу переметает, корм подметает (к неурожаю).
На сретенье утром снег — урожай ранних хлебов;
если в полдень — средних; если к вечеру — поздних.
На сретенье снежок -весной дожжок.
На сретенье капель — урожай на пшеницу.
Трудовой характер народного календаря проявляется и в том, что за христианскими днями почитания святых и церковными праздниками закреплены практические рекомендации о сроках начала и завершения сельскохозяйственных работ. Разумеется, следует учитывать, что эти сроки различаются для южных и северных широт. В любом случае христианские названия дат служат в основном мнемонической цели — для лучшего запоминания практических правил.
  На Егория (23 апр.) выгоняют первый раз скот в поле.
С этого же дня начинается и ранний посев ярового; средний — о Николы (9 мая); поздний — с Ивана (24 мая) до Тихона (16 июня).
Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия (23 апр.).

(из книги Байбурина А. К "Календарь и трудовая деятельность человека" 1989г)
Читать Продолжение

Tags: Знание, Наше прошлое Наша память, восстановление смыслов, империя Русов, календарь, наша история, русский быт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments