luanda_ru (luanda_ru) wrote,
luanda_ru
luanda_ru

Categories:

Русский НАРОДНЫЙ традиционный календарь

2017-01-01_22-47-14       Продолжение Читать предыдущее




                  КУЛЬТ ПРЕДКОВ
     Исследователями неоднократно отмечалась исключительная роль культа предков для формирования календарной обрядности. Несмотря на то что именно эта сфера народных верований и представлений испытала на себе большое влияние христианских идей, языческий пласт сохранился довольно отчетливо даже в материалах XIX — начала XX века.

      Поминальные дни привязывались к определенным датам календаря. Церковь установила для поминовения умерших семь вселенских панихид. В народном календаре поминальные дни приурочивались к святкам, масленице, великому посту, радонице, троице и др. Церковные панихиды и народные поминовения по времени не совпадали. Это объясняется расхождением между православными и народными «святцами».
    Знаток народного и христианского календаря А. Коринфский в начале нашего столетия писал об этом несоответствии: «Православною церковью установлено семь вселенских панихид. Первая из них приходится на вечер пятницы перед Филипповым постом, вторая падает на субботний день перед рождеством Христовым, третья справляется в мясопустную неделю, четвертая — 15 марта, пятая — в субботу перед духовым днем, шестая, в субботу, предшествующую Петрову дню, седьмая — в субботу перед Успеньем... Но... главнейшие народные поминки совершаются в другие дни, а именно: на радоницу, в троицкую субботу и в Дмитриев день.
   Разумеется, церковь стремилась избежать такого несоответствия. Характерным примером является история с Дмитриевым днем. Этот день не входил в число семи вселенских панихид, зато был одним из основных поминальных дней народного календаря. По православной легенде этот день назван по имени св. Дмитрия Солунского (этим именем был крещен князь Дмитрий Донской) и посвящен памяти воинов, павших при Куликовской битве.
   Однако это сражение, известное также как Мамаево побоище, произошло 8 сентября 1380 года, а Дмитриев день — 26 октября. Игнорируя это обстоятельство, церковь считает именно Дмитриев день (26 окт.) днем памяти русских воинов. Тем самым, народное поминовение оказывается как бы под патронажем церкви и приобретает не только исторический, но и христианский характер.
    В основе поминальной обрядности и шире культа предков — лежат представления о том, что между живыми и умершими родственниками существует постоянная связь. Между ними происходит своеобразный обмен. Мертвые представляют интересы живых в ином мире, покровительствуют им, заботятся о них. В свою очередь, живые обязаны не только помнить о своих родителях, но и периодически делиться с ними плодами своего труда, оказывать им знаки своего почтения и уважения. В противном случае родители все равно «свое возьмут» и вдобавок могут нанести вред живым и их хозяйству.
    Такой неписанный договор соблюдался крестьянами самым тщательным образом. Исследователи народной культуры постоянно отмечали особое усердие в исполнении поминальных обрядов. Готовились заранее. Есть свидетельства о том, что к большим поминальным дням, например к дмитровской субботе, выкармливалась к закалывалась свинья. В соответствии с местной традицией готовили семь, двенадцать и более поминальных блюд. Обязательными считались блины, которые раздавались знакомым и незнакомым для поминовения
   Центральная часть поминального обряда — угощение родителей. С этой целью устраивался особый стол с угощениями. Умерших призывали отведать. По окончании их выпроваживали с необходимым почтением. Во многих местах поминовение завершалось пьянством и разгулом.
     Существует ли содержательная связь поминальной обрядности с календарем и если да, то в чем она состоит?
     Есть немало попыток ответить на эти вопросы. Чаще всего речь идет о зимних поминальных обрядах и в таких, случаях их связывают с ведущей для зимнего периода темой смерти, увядания природы, разгула нечистой силы и сходных представлений. Однако хорошо известно, что большая часть поминальных обрядов приходится на весенний период. Они приурочены к масленице, пасхе, радонице, троице., В таких случаях принято культ предков соотносить с противоположной идеей весеннего оживления, возрождения природы.  Многие исследователи, вслед за В. Я. Проппом, считают, что культ предков наделен тем же аграрным смыслом, что и другие обряды земледельческого календаря. Их главная цель — воздействовать на будущий урожай.
    Думается, что все эти предположения не лишены оснований. Их общим недостатком является то, что внимание акцентируется на какой-то одной стороне, которая и признается определяющей. Вероятно, корректнее говорить просто об актуализации представлений о существовании связей между живыми и мертвыми в определенные сроки календаря. То обстоятельство, что поминовения совпадают с важнейшими точками годового цикла, свидетельствует о важности этих связей в традиционной картине мира. А если учесть общую направленность обрядов на повышение плодородия, то резонно предположить, что обмен между живыми и мертвыми включал и эту идею.
    Есть и еще одна сторона в календарных поминовениях, которая остается в тени. Для того чтобы коллектив (даже если речь идет о микроколлективе — семье) нормально функционировал, простого удовлетворения материальных нужд недостаточно. Необходимо, чтобы члены коллектива обладали общей памятью. Только при таком условии обеспечивается его единство и способность противостоять неблагоприятным проявлениям внешнего мира. Культ предков был одним из основных способов выражения идеи укорененности в этом мире, что уже само по себе обеспечивало необходимое всякому Человеку чувство уверенности, принадлежности к группе, связанной общим прошлым.
     Естественно, такое мироощущение требовало регулярного подтверждения и «освежения». Особая нужда в такой реактуализации общей памяти возникала в наиболее напряженные моменты годового цикла, когда возрастала неопределенность будущей жизни, и мир становился шатким и неустойчивым. В этом плане поминальные дни являлись своеобразной подзарядкой от прошлого, когда люди находили в прошлом силы, необходимые им для настоящего и будущего.
      Таким образом, при всей своей иррациональности культ предков играл важную роль в осознании коллективом своего единства. Это известный исследователям случай, когда тот или иной механизм культуры, построенный на ложных посылках, тем не менее служил вполне рациональным целям обеспечения нормальной жизнедеятельности.

  (из книги Байбурина А. К "Календарь и трудовая деятельность человека" 1989г) Читать Продолжение


Как дополнение, о народных традициях празднования Нового Года, да и чем для наших предков были Коляды, т.е. Дни Даров, рассказывает Виталий Сундаков.




Tags: Знание, Наше прошлое Наша память, империя Русов, календарь, наша история, русский быт, традиции
Subscribe

  • К какому краю пропасти мы подошли в 90-е?

    Серней Карнаухов: Хорошо помню, как 6 августа 1990 года, глава Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин, выступая в Казани, произнес хрестоматийную…

  • Зачем коммунисты развалили СССР?

    На днях лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что 17 марта коммунисты и их союзники проведут всероссийскую акцию "За СССР — за сильную,…

  • Вот оно всё и вылезло

    Мать Ксении Собчак - сенатор Людмила Нарусова назвала тех, кто стоит с одиночными пикетами «людьми бомжового вида».…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments