luanda_ru (luanda_ru) wrote,
luanda_ru
luanda_ru

Categories:

Почему на Руси храмы многоглавые?


Стояли на Онежском озере два храма —двадцатипятиглавый Покрова Богоматери на реке Вытегре (1708-1962) и двадцатидвухглавый Преображения Господня на острове Кижи (1700) .

Кижский храм увенчан сложнейшей системой, расположенных в 4 яруса двадцати двух больших чешуйчатых глав. Все сложные конструкции церкви выполнены топором, преимущественно без использования гвоздей. Сохранилась легенда о мастере Несторе, который, завершив свое творение, забросил топор в воды Онежского озера со словами: «Не было, нет и не будет такой». Кижский храм признан ЮНЕСКО «Памятником мирового художественного наследия». Он пока стоит, но его намерены раскатать по бревнышку, а потом, если получится, собрать заново. Один храм мы не уберегли, второй можем потерять…


Кижи-Церковь-Преображения-Господня-Karelia
      Двадцатидвухглавый Храм Преображения Господня на острове Кижи (1700)

       Храм Покрова на реке Вытерге в селе Анхимово. фото: Прокудин-Горский

Но что это за храм? Хорошо ли мы его знаем?

Независимое исследование Григория Салтупа открывает совершенно новую страницу в поисках глубинных корней русских многоглавых культовых сооружений..

Русский Север, получив заряд древнерусской культуры во времена Великого Новгорода, после присоединения Новгорода к Московскому государству оказался на периферии, обособился и потому сохранял, аккумулировал в себе древние славянские культурные традиции.
Не случайно былины времен Киевской Руси X — XII веков сохранились именно в Заонежье до середины XIX века…

Первым о происхождении многоглавия православных храмов написал архитектор Г.Я. Мокеев:
«В Византии, откуда пришло к нам христианство, не было многоглавых храмов. Эволюция форм церквей дошла до пятиглавия, причем до X — XI веков это было еще пятикуполье (купола не выглядели главами, так как имели низкие световые барабаны и снаружи от земли почти не были видны)». Многоглавие культовых сооружений — явление исключительно русское, славянское. Ни Европа, ни Рим, ни Византия не имели многоглавых церквей, тогда как на Древней Руси впервые христианские церкви строились из дерева и многоглавыми на местах бывших языческих святилищ…

        рис.1 Храм в византийском стиле
            рис.2 Многоглавый Покровский собор

В центральных русских княжествах, начиная с XII века, постепенно утверждаются каменные трехнефные церкви крестово-купольного типа, увенчанные традиционным для Византии пятиглавием. Церкви строились одно- и двуглавыми, строгого канона не было, но если храм был многоглавым (как собор Василия Блаженного в Москве), то основной его объем сооружался не по крестово-купольной схеме, а возводились объемы, традиционные для деревянных срубных построек, только в ином материале — в кирпиче, камне..

Исследователи славянского язычества убеждены, что «для первоначальных… форм языческого культа типично водружение идолов в священных рощах, окруженных частоколом или рвом кольцевой в плане формы. ..
Академик Б.А. Рыбаков подробно анализирует типы языческих святилищ Древней Руси и называет среди них «Холм», «Родник», «Капище», «Краду», «Требище» и «Хоромы — храм»: «первоначальным смыслом слова «хоромы» мне представляется круглая постройка»…

Хоромные языческие здания и сооружения наверняка существовали в дохристианские времена, но ни археологические раскопки, ни письменные свидетельства не позволяют утверждать, что они сооружались многоглавыми. Откуда же явилось многоглавие, если его не было ни в католической Европе, ни в православной Византии? Нечто новое ни из чего, из пустоты не появляется!

Значит, было на языческой Руси «что-то», из чего естественным путем возникло столь уникальное во всей мировой культуре многоглавие первых русских православных храмов, сохранившееся на краю славянской ойкумены до начала XVIII века!

     
рис.1 План и рисунок — реконструкция языческого святилища на восемь костриц в Перыни.

рис .2 Схема восьмериковой круглой церкви о «двадцати стенах» и рисунок главной Преображенской церкви в Тихвинском посаде. 1665 год.

рис.3 Храм Василия Блаженного в Москве. Общий вид и план. 1556 год.


Археологические раскопки последних десятилетий позволяют утверждать, что восьмерик, восьмичастная композиция — характерная черта языческих культовых сооружений дохристианской Руси.
Раскопки Ржавенского святилища IX — XII веков (Черновицкая область), Городица-святилища Богит на реке Збруч (знаменитый Збручский идол) и на святилище Перуна под Новгородом в Перыне дают нам первый материальный толчок к реконструкции истоков православного многоглавия.

Независимое письменное свидетельство Адама Олеария, побывавшего в Новгороде в 1654 году, дает второй толчок к логическим построениям. «И на том месте, где стоял этот их идол, построен монастырь, удержавший имя и названный Перунским монастырем… В знак поклонения этому божеству содержался неугасимый ни днем, ни ночью огонь из дубового леса. И если служитель при этом огне по нерадению допускал огонь потухнуть, то наказывался смертью».

В сочетании с археологическими данными эти описания действий на языческих капищах позволяют предположить, что многоглавие первых христианских храмов явилось пластическим переосмыслением, воплощением в ином материале древних языческих костров, которые неугасимо горели на этих святилищах в языческие времена.

В основе этих языческих капищ был искусственный холм, который опоясывался неглубоким восьмилепестковым рвом в форме восьмерика; в центре холма устанавливался главный идол, а по граням восьмерика горели постоянные костры.

Луковичная форма главок русских православных храмов значительно отличается от плоских купольных перекрытий византийских церквей; главки обжаты снизу, диаметр главок в самой широкой части почти всегда больше барабана, который главку поддерживает, что никогда не встречается в византийских церквях. В поздние времена главки часто золотили или покрывали медными листами, отчего они словно «горели» на солнце, цветом и формой создавая иллюзию горящих костров.

Русские деревянные многоглавые «круглые» храмы переняли композиционную схему славянских языческих святилищ Ржавенского, Богит в Ярославе и в Перыне.
Храм Преображения на острове Кижи — единственный сохранившийся до наших дней типа «круглый о двадцати стенах». В основе его центрального объема лежит восьмерик, каждая грань которого кончается бочкой и венчается главкой луковичной формы.

Композиционная схема Преображенского храма зародилась в языческие времена и идет от композиции языческих святилищ. Наиболее ярко пластическую и композиционную связь языческих святилищ с православным многоглавием подтверждает девятиглавое завершение восьмерика Покровского храма в Кижах. Прямое воспроизведение в дереве форм, рожденных огнем языческих кострищ, минуя византийские циркульные купола на низких барабанах!

Перевод живого огня языческого капища в деревянную луковичную главку мне не кажется надуманным, так как подобное пластическое мышление свойственно не только славянской, но и всемирной архитектуре.
Классический пример — древнегреческая ордерная архитектура, когда в камне имитировались изначальные деревянные формы, которые потеряли конструктивный смысл и приобрели чисто декоративную функцию.

Еще одним доводом в защиту моей идеи — связи многоглавия православных русских храмов с композицией славянских языческих кострищ-святилищ — можно считать обрядовую практику Русской Православной Церкви. Ни католическая церковь, ни протестантская не используют в таком большом объеме горящие свечи и лампады, а в православных храмах горящие свечи — обязательный символ молитвенного состояния прихожанина. Даже сама форма церковного подсвечника на десятки свечей чем-то похожа на миниатюрную модель языческого святилища-кострища. Языческий пантеон князя Владимира включал шесть божеств, исключены были такие известные по Збручскому идолу важные божества, как Род и Волос-Велес, быть может, именно в их честь горели кострища в Перыни, в святилищах Богит и Ржавенском святилище.

Тогда становится понятна схема 8+1 — восемь божеств плюс одно (Род?) главное. Отсюда возникло тринадцатиглавие первых православных храмов — 12 (апостолов) + Христос. На основе этого подхода можно «расшифровать» многочисленное пятнадцатиглавие, в котором подразумевался Деисусный чин: Спас в Силах (1) + Богородица и Иоанн Предтеча (2) + Апостолы (12) = 15.

Крестьяне Русского Севера не могли передавать из поколения в поколение эпические песни времен языческой Руси, вырезать на деревянных причелинах церквей, изб и амбаров орнаменты с древней языческой символикой и одновременно мыслить архитектурными формами европейского барокко XVII века, которое насаждалось зодчими, приглашенными Петром I. Культура каждого этноса — явление целостное.

Многоглавие Кижских храмов — свидетельство древности, даже архаичности мышления заонежских крестьян-плотников и верности традиции. Сегодня смысл традиций утерян, а формы остались. Они живут, множатся и являются главной особенностью русской церковной архитектуры.

Григорий Салтуп

Петрозаводск Бот сад


Tags: Религия, Русь, забытое прошлое, загадки, истоки, наша история, старая вера, тайны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments