luanda_ru (luanda_ru) wrote,
luanda_ru
luanda_ru

Categories:

Русский НАРОДНЫЙ традиционный календарь

Продолжение Читать предыдущее






ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С
        ЖИВОТНОВОДСТВОМ


Когда мы определяем народный календарь как земледельческий, то отдаем себе отчет в неполноте такого определения. Существенную роль в жизни крестьян имело и животноводство. Это обстоятельство нашло свое отражение в календарных обрядах и обычаях.
     Главная цель скотоводческих обрядов —  увеличить поголовье скота и его плодовитость, уберечь от болезней и диких зверей. С этой целью применялись как вполне рациональные, так и магические способы и средства. Распределение данных обрядов по календарным срокам зависело от двух обстоятельств.
     Во-первых, выделяется группа обрядов, сроки исполнения которых диктуются животноводческим циклом. К ним относятся в первую очередь обряды первого выгона скота на пастбище.
    Во-вторых, обряды, закрепленные за датами празднования дней святых покровителей животных. Элементы скотоводческого культа проявлялись и в тех обрядовых комплексах, которые выражали общую заботу о благополучии коллектива в будущей жизни (например, ритуальное кормление скота в святки). 


Вообще нужно сказать, что к домашнему скоту относились как к членам семьи и на каждый большой праздник готовилось специальное угощение, которому придавался магический смысл.
Считалось, что далеко не всякая корова или лошадь может прийтись ко двору. При покупке большое значение придавалось масти животного, так как верили, что домовой любит лишь определенную масть.
    Животноводческий цикл старались совместить с днями чествования святых — покровителей животных. Первый выгон скота обычно приурочивался к егорьеву дню. Даже в том случае, если погодные условия (например, поздняя весна) реально не позволяли пасти, в этот день осуществлялся ритуальный выгон скота с тем, чтобы сразу вернуть его обратно. Такой ритуальный выгон в северных губерниях часто заменялся обходом животных. Делалось эта в торжественной обстановке. С иконой святого Георгия (Егория) хозяева трижды обходили собранный во дворе скот, после чего отгоняли его в общее стадо. Священник служил молебен и окроплял животных «святой водой». После этого стадо гнали за околицу, где его принимал пастух тоже с иконой Георгия. Начиналось новое «священнодействие», но уже нецерковного характера.
   Пастух в деревне пользовался особым статусом. Почти повсеместно были распространены представления о том, что он обладает особым «знанием» и связан с лешим. В этом колдовском знании и в этих тайных отношениях с иным миром заключалась его «сила». Некоторые «сильные» пастухи были известны далеко за пределами своей округи. Таких очень уважали и старались переманить в свое село.
   День Егория — праздник не только пастухов, но и самой скотины. Рано утром хозяйка пекла специальный пирог с запеченным в нем яйцом, который после обхода разламывался по числу голов домашнего скота и скармливался животным. В стадо их гнали вербой, которая якобы обладала целительной силой и спасала от молнии. Со двора и во двор скотину прогоняли через длинный пояс. Иногда в ворота кроме иконы св. Георгия вставляли нож или топор. Все эти предметы должны были наделить скот силой и оградить от болезней и диких зверей.
   Кроме Георгия или Егория покровителем домашних животных считался святой Власий. И Егорий и Власий в народной среде сохранили черты языческого «скотьего бога» — Велеса (Волоса).  Как и Велес, Власий (созвучие здесь немаловажно) воспринимался заступником рогатого скота и изображался на иконах благословляющим стадо. К Власию, как в свое время к Велесу, обращались с заговорами и заклинаниями, особенно во время эпизоотий с просьбой остановить «коровью смерть».      
     В случаях падежа лошадей обращались к святым Фролу и Лавру, которые в своей земной жизни изображались пастухами лошадей. Не была обойдена вниманием и домашняя птица. Во многих местах с языческих времен до XIX века сохранились так называемые «куриные боги» — камешки с естественным отверстием, подвешиваемые на насесте. Такая же охранительная роль приписывалась старым лаптям и разбитой глиняной посуде. Христианскими покровителями кур считались святые Кузьма и Демьян, которым, как и языческим божкам, приносили в жертву цыплят.
    При эпидемиях и эпизоотиях (падеже скота), когда церковные меры (молебен, окропление скота «святой водой») не приносили успеха, прибегали к испытанным способам. Стадо прогоняли сквозь костры, окуривали его дымом. Рациональность такой процедуры очевидна. Это один из случаев, когда магическое и практическое очищение совпадают.
    К магическим элементам обрядов, выполнявшихся при падеже скота, следует также отнести обычай вытирания «живого» огня, изготовления обыденных (т. е. сделанных в течение одного дня) вещей. В первом случае верили, что старый огонь утратил свою охранительную силу, что и позволило «коровьей смерти» проникнуть в стадо. Поэтому во всей деревне гасили огонь во всех печах и первобытным способом (трением) добывали новый «живой» огонь, который должен был отогнать «коровью смерть». Изготовление обыденных вещей — чаще всего холста — также связано с комплексом представлений о необходимости обновления мира, возвращения ему первоначальной чистоты.
    Самым сильным способом предотвращения падежа скота считалось ритуальное опахивание селения. Совершалось оно глубокой ночью, женщинами, которые проводили борозду вокруг селения, стараясь дикими выкриками выгнать «коровью смерть» наружу. Нередко они убивали попавшееся на их пути мелкое животное (например, кошку), которое и объявлялось «коровьей смертью».
    Само по себе опахивание селения имело профилактический смысл, но сопровождавшие его действия носили отчетливый магический характер. Нередко в память об избавлении от падежа скота в деревне устанавливался так называемый «обещанный» или «обреченный» день, который входил в местный календарь и ежегодно отмечался.
    Таким образом, в скотоводческой обрядности отчетливо проявились черты, вообще характерные для хозяйственной деятельности русских крестьян: соединение христианских и языческих элементов, «синтез рационального и иррационального.


  ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОГО КАЛЕНДАРЯ
  Календарные обряды у русских носили по преимуществу аграрный характер. Это обстоятельство определило главные особенности восприятия времени, неразрывную связь сезонов с представлениями о рождении и смерти растительности.
     Переход от присваивающего хозяйства (собирательство) к земледелию связан с коренной перестройкой взаимоотношений между человеком и природой. Земледелие не только сделало жизнь человека более устойчивой и более обеспеченной, но и повлекло за собой необходимость более осознанного согласования природных ритмов и трудовой деятельности человека. Изменилось и мироощущение.
    Ведущей идеей становится идея плодородия земли. Не случайно земля называлась матерью у всех земледельческих народов. Причем матерью земля называлась не только потому, что" она дает жизнь растениям. Считалось, что земля дала жизнь и человеку, причем в буквальном смысле. В. соответствии с древнейшими земледельческими мифами человек произошел от земли (был вылеплен из земли) и поэтому, когда человек умирает, он должен быть снова возвращен земле.
    Святость земли настолько велика, что считалось большим грехом хоронить в земле недостойных, неправильно проживших свою жизнь людей. Говорили, что их земля не принимает. В то же время самым большим несчастьем считалось захоронение на чужбине.
    Между землей и человеком сложились отношения, основанные на принципе обмена. Земля давала людям урожай, а люди по этому неписанному договору приносили земле жертвы, ухаживали за ней и сами уходили в нее по завершении своей жизни.
    Идея плодородия выражалась с помощью разнообразных символов. Наиболее распространенный символ — зерно. В нем заключалась та таинственная сила, которая при соединении с землей давала новую жизнь и обеспечивала людям пропитание. Именно поэтому столь распространено было осыпание зерном в свадебном обряде для того, чтобы сообщить плодородную силу молодоженам.
     Уже на самых ранних этапах земледелия человеку стало понятно, что плодородие обеспечивается не только землей и не только вложенным в нее трудом. Для жизни и человека и растений необходимы и солнечный свет и влага.
     В соответствии с древними представлениями солнце являет собой небесный огонь. Существует лишь одна стихия, которая может соперничать с силой небесного огня, а иногда даже побеждать его. — это небесная вода, которая проливается на землю дождем и оплодотворяет ее.
    Вода и огонь, как повествуют мифы, находятся в постоянной борьбе между собой. Это их нормальное состояние. Гораздо хуже, когда один из соперников начинает одолевать другого. Если побеждает небесный огонь — начинается засуха. Если одолевает вода — идут непрерывные дожди. И то и другое влечет за собой неурожай, голод и несчастье.
    Представления, связанные с природными стихиями и, в частности, с солнцем и водой, относятся к древнейшему, дохристианскому слою верований. У восточных славян небесный огонь олицетворялся Перуном, а влагу, воду, нижний мир представлял Волос. Множество мифов и ритуалов повествуют о борьбе Громовержца Перуна со своим противником Волосом.
     Православная церковь усвоила и переработала этот миф. Роль Перуна взял на себя христианский Илья, получивший в Народе название Громовника. Ему противопоставлялись христианские заместители Волоса — святой Власий (покровитель скота), святой Николай и другие святые.
    Символические изображения солнца, дождя, растений вошли в древнейший язык орнамента, в котором многие современные исследователи склонны видеть первые попытки древнего человека упорядочить свои наблюдения и представления о земледельческом календаре.
   Обряды календарного года имеют тенденцию группироваться в обрядовые комплексы, приуроченные к основным поворотным моментам годового цикла — зимнему и летнему солнцестоянию, весеннему и осеннему равноденствию. Соответственно, календарные обычаи делятся на четыре подцикла: зимние, весенние, летние и осенние обряды, причем летние и осенние нередко рассматриваются вместе.
   Каждый из этих малых (сезонных) циклов связан с определенным этапом сельскохозяйственных работ. Зимние обряды были призваны обеспечить не только подготовку к новому урожаю, но и благополучие коллектива в течение всего года. Поэтому они менее конкретны, чем весенние или осенние, в них актуализируются более общие идеи счастья и достатка. Основной темой весенних обрядов являлась подготовка к началу полевых работ. Летние и осенние обряды связаны с заботами о выращивании и сборе урожая.
    Кратко охарактеризуем праздники русского земледельческого календаря, сосредоточив основное внимание на тех элементах обрядности, которые имеют аграрную направленность.
    Зимний комплекс праздников русского земледельческого календаря начинается святками. И хотя по гражданскому и церковному календарю новый год начинался соответственно с 1 марта и с 1 сентября, народный праздник нового года приходился на зимний солнцеворот. Поэтому в день Спиридона-поворота (12 дек.) говорили: «Солнце на лето, а зима на мороз». Васильев день (1янв)-- году начало, а зимы середина».
    Святки длились две недели. «Зима за морозы, а мужик за праздники» так гласила русская пословица. Русское двоеверие — фантастическое переплетение языческих и христианских обрядов — в полной мере проявилось в новогодних праздниках. Они начинались рождественским сочельником (в канун 25 декабря), включали встречу Нового года («щедрый вечер» перед 1 января), новый год (Васильев день) и завершались крещенским сочельником (в канун 6 января). Христианское рождество и крещение смешались с элементами культа предков, гаданиями и языческим обрядом колядования, имевшим отчетливую аграрно-магическую направленность. Этот обряд заслуживает того, чтобы на нем остановиться подробнее.
    Колядование состояло в том, что в предновогодние дни из молодежи села собирались группы колядовщиков, которые обходили все дворы этого села, славили каждого хозяина особыми песнями, желали ему и его семье благополучия и требовали за это вознаграждения. К исполнению этого обряда относились чрезвычайно серьезно. Посещения колядовщиков ждал каждый хозяин и готовился к нему. Если артель колядовщиков по каким-то причинам обходила стороной чей-то дом, это воспринималось как знак грядущего несчастья.
    Сроки исполнения обряда были различными. Чаще всего колядовали в канун рождества («рождественная коляда»), под Новый год и накануне крещенья. В любом случае обряд происходил в течение святок, от рождества до крещенья. Колядовать начинали вечером и продолжали вплоть до полуночи.
    С колядованием связан обычай святочного ряженья, который во многом проясняет смысл всего обряда. Рядились чертями, странниками, стариками, мертвецами, цыганами, животными (козой, конем) и т.д. У всех этих масок есть один общий признак. Все они относились к сфере чужого, к иному миру.
    Только в святки, один раз в году, по воззрениям крестьян происходил возврат к тому времени, когда земля была еще «не заклятая» и все было смешано. Рядом с живыми ходили мертвые и всякая нечисть. Вплоть до нашего столетия в деревне сохранялись представления о том, что накануне Нового года нечистая сила берет верх и свободно расхаживает по земле. Не случайно эти вечера в народе назывались страшными вечерами.
    В этом контексте следует рассматривать и колядование. Колядовщики — представители иного мира. Судя по их песням, они прибыли издалека и долго искали двор хозяина, не зная точно, где он расположен. Поведение колядовщиков говорит о том, что прибыли они не как просители, а как партнеры по известному обеим сторонам договору.
    В основе обряда лежит принцип обмена. Колядовщики поют хозяину (а иногда и всем членам семьи) песни-величания, а взамен не просят, а требуют награды. Нужно еще раз сказать, что эти требования были излишними, так как каждый хозяин ждал, готовился и зазывал к себе колядовщиков.
    Полный текст колядок состоял из введения, величания, требования подарков, а после получения подарков — пожеланий. В том случае, если колядовщикам отказывали в награде, вместо добрых пожеланий следовали угрозы.
     Обычно колядовать начинали под окном или у крыльца. Колядовщики рассказывают о своем долгом и трудном пути. Например:

Уж и ходим мы,
Уж и бродим мы,
По проулочкам,
По заулочкам.
Уж и ищем мы,
Уж и ищем мы
Иванов двор,
Иванов двор.

Далее изображается Иванов двор в виде трех златоверхих теремов, в каждом их которых сидит хозяин — месяц; хозяйка — красно солнышко; и дети часты звездочки. Вслед за этой эпической картиной следуют пожелания хорошего урожая:
Уж дай тебе бог,
Зароди тебе господь,
Чтоб рожь родилась,
На гумно свалилась...
В соответствии со «сценарием» обряда хозяин после этих слов одаривает колядовщиков, как правило, различными продуктами, иногда и водкой. Однако, требование колядовщиков распространялось, строго говоря, только на особое ритуальное печенье, которое раньше специально выпекалось для этого случая в виде птиц и животных. Называлось оно так же, как и сам обряд — коляда и являлось главным объектом ритуала, исполняемого хозяином. Иногда требование входит в текст колядки: «Ты хозяин, ты хозяйка, пошевеливайся! Пошевеливайся, поворачивайся! Коляда, коляда! Подавай пирога! Не подашь пирога — отворяй ворота!» Требования награды нередко подкрепляются угрозами отобрать силой всё то, что им положено.
     Получив подарки, колядовщики пели пожелания хозяину всех тех ценностей, без которых немыслима жизнь крестьйнина: урожая, приплода скота, здоровья и довольства.
А дай бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа, рожь ужиниста!
Ему с колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна —- пирог.
Наделил бы вас господь.
И житьем и бытьем
И-богатством,
И создай вам, господи,
Еще лучше того.
Тем же, кто не подавал угощений, или подавал мало, грозили свести корову со двора и предрекали несчастья:
На новый год
Осиновый гроб,
Кол да могилу,
Ободрану кобылу.
(из книги Байбурина А. К "Календарь и трудовая деятельность человека" 1989г)
Читать Продолжение

Tags: Знание, Наше прошлое Наша память, восстановление смыслов, календарь, наша история, традиции
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments